Потребительство и паразитизм. Есть ли решение? Фильм «Паразиты»

Главную кинематографическую награду Голливуда 2020 года получил фильм «Паразиты», созданный южнокорейским режиссером Пон Чжун Хо.

Услышав слово «паразиты», мы инстинктивно напрягаемся. Это отвратительно и мерзко. Их нужно уничтожить, растоптать. Паразит — значит, враг, захватчик. Незаметный и опасный. Мы боимся подцепить эту заразу. Но паразит нас не спрашивает. Он тихо распространяется, захватывая новые и новые кормовые территории. Ему нужен кормилец. По-другому он не выживает. Он прокрадывается в организм тайком и вызывает серьезные заболевания.

Распространяясь, агрессивный и смертоносный вирус приводит к разрушительной по своей силе эпидемии. Например, известное в истории заражение вирусом оспы или совсем недавнее — ВИЧ-инфекцией. Смертность среди заболевших оспой была около 40 %. Только к 1927 году в СССР и на европейском континенте натуральную оспу удалось полностью взять под контроль. Вирус иммунодефицита за последние три десятилетия унес более 25 миллионов человеческих жизней.

паразиты картинка

Становится понятен страх людей перед невидимой, микроскопической частичкой яда (от лат. virus — «яд»), обладающей силой убивать. Убивать другой мир, воспользовавшись им. И неважно какой это мир — растительный, животный или человеческий.

Пон Чжун Хо в своем новом фильме предлагает поразмышлять: кто есть паразит?

Фильм вызывает много дискуссий. Есть те, кто брезгливо отворачивается: «Очередная чернуха, где бедные завидуют богачам, а жизнь несправедлива». Есть те, кто говорит о том, что фильм заставил глубоко задуматься, в том числе и о будущем человечества.

Режиссер не разжевывает, не объясняет, а показывает нынешнее остросоциальное явление — паразитизм. Он не делает вывод, в его фильме нет пафоса и обличения. Есть ирония, сарказм, преувеличение и метафоричность. Это драматично-детективная история, где зритель сам себе отвечает на вопрос: кто паразит? Потому что Пон Чжун Хо, уже известный своими культовыми фильмами, прячет ответ за многослойностью смыслов. И не каждый зритель идет по лабиринтам понимания этой непростой ленты, удовлетворяясь очевидными выводами.

Потребительство — способ жизни или диагноз?

Мечта многих людей — найти скатерть-самобранку, чтобы всегда иметь бесплатный сыр, подаренный удачей.

Так и герои фильма, семья Ким, ждут, когда же сказочная удача остановится возле их подвального окошка. Никто из родителей и двух уже взрослых детей давно не работает. Только разовые заработки помогают им выживать.

И вот шанс появляется. Друг сына, уезжая за границу, предлагает тому стать репетитором школьницы в богатой семье. В подарок он приносит древний камень, приносящий удачу, которому предстоит сыграть свою символическую роль в фильме.

Итак, с рекомендацией друга и помощью сестры, мастерски подделавшей университетский диплом, Ки-ву отправляется из пропахшего бедностью подвала, где живет семья, в роскошную виллу богачей. Семья Пак также состоит из четырех человек: родителей, дочери-школьницы и семилетнего сына. С помощью хитрости, мошенничества, используя доверчивость и снобизм хозяев, Ки-ву сначала пристраивает на работу сестру, представив ее как известного арт-терапевта. Затем брат и сестра ловко подставляют водителя и домработницу, чьи места занимают отец и мать.

Бедняки, можно сказать, выиграли в лотерею, захватив чужие места и ловко присосавшись к кормушке. Выполняя свои обязанности, они не думают, как получше сделать свою работу, не чувствуют благодарности тем, кто предоставил им эту возможность и платит. Основная цель — деньги, ведь кажется, что именно их наличие избавит семью от страданий. Поэтому принципы морали уходят на дальний план, и остается желание воспользоваться ситуацией по полной. И неважно, к чему это все приведет, какие границы при этом будут нарушены.

паразиты картинка

Вот она психология паразита — набивать карманы халявной манной. Кого волнует процесс работы, результаты, улучшения? Здесь и сейчас, и побольше! Общество в настоящий момент находится в кожной фазе своего развития, в которой парадигма потребления ориентирует нас на то, что смысл жизни, грубо говоря, не в чем ином, как в потреблении товаров и услуг. Но страшно не само потребительство, ведь человек устроен получающим, а ненависть, неприязнь, которые рождаются от ненасытного желания получать. Если желание не удовлетворяется, это причиняет страдание, а очень большое — порождает ненависть.

Желание получать велико, но у легких денег обычно отдача тяжеловата. Давно известно, что шальные выигрыши, крупные наследства не приносят счастья. Ведь «удачники» тратят время, деньги и силы, думая о приятной, беззаботной жизни. Их представление о счастье — это жизнь в праздном блаженстве. С коктейлем у моря в окружении стройных дев или мускулистых мачо.

Однако удача приходит как оплата за пользу, которую человек приносит другим. И она сбегает, если эгоизм велик.

Тем временем аттракцион «Неслыханная жадность» продолжается. Семья Пак уезжает праздновать день рождения сына в кемпинг с ночевкой. Дождавшись отъезда, четверка слуг располагается по-хозяйски в гостиной, уничтожая чужие запасы продуктов и спиртного. Высмеивая наивность богачей, они не чувствуют, что удача уже попрощалась с ними.

«Сынок, знаешь, какой план никогда не сорвется? Тот план, которого нет. Если напланируешь, жизнь все равно тебе обязательно подгадит. Поэтому лучше ничего не планировать, и тогда ничего не сорвется». С этой отцовской «мудростью» можно поначалу согласиться, но подумав…

Все, что с нами случается, становится потом жизненным опытом. Важно этот опыт осознавать, опираться на него, двигаться дальше благодаря ему. Нет положительного или отрицательного опыта, есть решение, приводящее к удовлетворяющему или неудовлетворяющему нас результату. Мы боимся планов, потому что это организация и дисциплина, это умение держать стресс, справляться с неудачами и падениями.

Убеждение, что планировать не нужно, есть отрицание, страх перед жизнью и будущим. И это еще одна грань психологии паразитизма: живи сейчас, трать в удовольствие, лучший план — это отсутствие плана. Это развязывает руки, давая возможность переступить этические принципы человеческого сообщества, нарушить табу, не обращать внимание на стыд, не испытывать чувства вины и ответственности перед собой и близкими.

паразиты картинка

Состояние общества или индивидуальный дегенератизм?

А в фильме тем временем продолжается «праздник жизни». За окном темно, начинается ливень, и мать в шутку предсказывает, что если сейчас войдут хозяева, то придется разбегаться, как тем тараканам, которые в их подвале прыскают по углам, стоит включить свет. Но появляются не хозяева, а бывшая домработница, пытающаяся спасти своего мужа.

Режиссер вводит в повествование еще одну семью. Муж домработницы уже много лет скрывается в подвале дома богачей. Те не предполагают, что в их доме есть подвальное помещение, поэтому мужчине удается жить незамеченным. Только по ночам он поднимается, чтобы поесть и немного погулять. Когда наверху опасная обстановка, жена сама приносит ему еду. Внезапно выброшенная с работы, она не успевает предупредить мужа, переживая о нем, под покровом ночи возвращается в дом хозяев и застает там нежданную компанию.

Вот оно — пересечение историй трех семейств. Класс богатых и класс бедных. И если мы ждем объединения двух семейств, то ошибаемся. До этого эпизода еще можно было порассуждать о классовой ненависти. Но все оборачивается неожиданно для зрителя. На что готовы люди, почуявшие угрозу лишиться кормушки? Разве их объединит то, что и те и другие испытывают экономические трудности? Их объединяет только одно — подавление эмпатии, подавление в себе сочувствия и сострадания к другому. Поэтому мы наблюдаем за прорывающейся изнутри ненавистью, стремящейся уничтожить сам объект злобы, ибо существование в одном пространстве с ним невозможно.

Природа защитила человека от контакта с отравляющим, опасным для здоровья объектом. Нас тошнит от вида чего-то отвратительного: слизи, грязи, экскрементов. Мы брезгливо воротим нос, почувствовав неприятные запахи.

Режиссер фильма не скупится на эмоции.

паразиты изображение

Вместе с героями переживаем дезинфекцию тараканов в подвале, чувствуем вонь от прорвавшейся канализации, вместе с хозяином-богачом с отвращением морщимся, чуя «запах бедности». Мы сочувствуем и оправдываем героев, ужасаемся и удивляемся их поступкам, сожалеем, презираем и остаемся в недоумении, словно на американских горках, проживая всю палитру человеческих эмоций.

Но что необычно — нет желания отождествить себя ни с одним персонажем. Словно наблюдаешь за всей историей со стороны, цепляясь эмоционально буквально на мгновенье. Поворот сюжета и — возвращается позиция наблюдателя. Того, кто присутствует, но не действует. Того, кто отделен и выносит себя за скобки биологической и социальной системы. Того, кто, с легкостью указывая на экран, говорит: «Они паразиты. Этот фильм не про меня». Того, кто оправдывает себя и обвиняет других. Того, кто смотрит на свою жадность, разинутый в желании получить рот, и отворачивается, не признавая уродства.

Кто ты, человек?

Возвращение третьей семьи, отказавшейся от ночевки в кемпинге из-за дождя, добавляет драматизма. Неудавшийся праздник дня рождения сына продолжается днем, на солнечной лужайке перед домом. Неожиданное убийство старшего Пака прерывает его и безжалостно раскрывает наше отношение друг к другу: всем плевать друг на друга, каждый спасает себя сам, показывает, что вырвавшуюся наружу ненависть не остановить. Люди уничтожают друг друга, словно не принадлежат одному человеческому роду. Они другого за человека не считают.

Ненависть, рожденная внутри нас, способна убивать. Ее не приносит паразитический вирус. Он только создает условия. А мы, вместо того чтобы передавать друг другу доброту, любовь, радость, заражаем и заражаемся болезненными эмоциями.

Помните камень, подаренный в начале фильма на удачу? Он стал орудием убийства в конце. Иллюзии героев рухнули, раскололись, обнажив реальность. Камень остается тем, что он есть, вне того, что кто-то ему приписывает свойства удачи или смертоносного оружия.

Режиссер так глубоко заглядывает в нашу человеческую сущность, что неудивительно, что фильм высоко оценили. При всей стремительности развития сюжета это фильм-пауза. Словно одна напряженная картина, словно громадный холст, покрытый резкими мазками боли, страхов, волнений сегодняшнего дня. Из-за этого ощущения стоп-кадра кажется, что режиссер вызывает зрителя на диалог. Делает паузу. И в этой тишине мы проецируем свое, преодолевая сопротивление: не буду думать — я не паразит, я люблю людей. Или…

Уже неинтересно, когда тебе объясняют и разжевывают, хочется в этой паузе, в этой незаконченности разглядеть важное и существенное, что скрыл от нас режиссер.

паразиты картинка

Социальная проблема или реалистичный треш?

Что обычно ждешь от финала фильма? Реальности, где можно поставить точку, удовлетворить свое стремление к законченности. Это так или так. Хорошо или плохо. Но главное, чтобы понятно. Пон Чжун Хо раскрывает тайну счастливого будущего, используя сложный прием — от обратного.

Будущее, которое сумел представить главный герой Кин-ву, ущербно. «Университет, карьера, семья — это все хорошо. Но сначала все-таки деньги. Когда я разбогатею, я куплю этот дом. И тогда отцу, который спрятался от закона в подвале после убийства хозяина дома, нужно будет просто подняться по лестнице».

Эта картинка навсегда оставит любого в его «подвале», пока смысл жизни, который выбирает для себя человек, будет в деньгах, пока люди будут прятаться от ответственности за свои поступки, тратить свою жизнь на сиюминутные удовольствия. Вот тогда нам предстоит сражаться с настоящими вирусами-паразитами, которые природа будет выписывать нам как горькое лекарство для выздоровления. Чтобы мы наконец задали себе вопрос — а для чего я живу? — и ответили на него.

Когда человек видит свое будущее, его жизнь в настоящем наполняется смыслом. Этот смысл будет поднимать по лестнице, если мы готовы в настоящий момент не предаваться сиюминутным удовольствиям, а делать. И не только для себя, а используя любую появившуюся возможность сделать что-то нужное и полезное, доброе и хорошее для других. Если главной целью станет не потребление, а отдача. Отдача своих сил, способностей для создания общества, где не будет места неприязни к другому, где человек будет получать наслаждение, отдавая на благо других. Ведь мы прежде всего паразиты не из-за потребительства, а из-за ненависти друг к другу.

Построение такого общества невозможно без объединения в коллективной работе по осознанию, раскрытию человеческих желаний и удовлетворению их не для себя, а для пользы других людей.

Стань наблюдательным и внимательным, чтобы не упустить свой шанс сделать доброе дело.
Использовались материалы сайта.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Автор Татьяна Кунигель
Редактор Марина Алексеева
Корректор Анна Катаргина

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +2 (from 2 votes)
Потребительство и паразитизм. Есть ли решение? Фильм «Паразиты», 10.0 out of 10 based on 2 ratings

1 комментарий:

  1. Александра

    сильно

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *