ЕГЭ по литературе: попытка систематизации несистемного

Я часто готовлю одиннадцатиклассников к экзамену по литературе. Но если раньше этот предмет нужно было сдавать лишь тем, кто поступает на филологический или журналистику, то сейчас литература нужна практически везде: и на художественном отделении, и в театральном вузе, например. Поэтому услуги репетитора по литературе стали особенно популярны. Но в связи с этим возросло количество проблем. Если дети, поступающие на филфак, в большинстве своем, с литературой ладили и справлялись на ура, то нынешним ученикам этот экзамен кажется чем-то ужасным и непереносимым. Они просто не понимают, что от них требуется на экзамене и как его сдать в формате ЕГЭ.

Как я уже писала в статье про филологов, литературоведение – наука особенная, лишенная видимой логики, поддающаяся далеко не каждому. Чтобы уметь анализировать тексты, нужно обладать абстрактным и аналитическим мышлением, необходимо умение понимать дальше текста, глубже поверхностного пласта содержания. Литературоведы – те, кто увидит за давно знакомым произведением что-то новое, новые смыслы. Это те, кто способен пролезть на ту самую «изнанку» творчества.

 

Егэ по литературе

 

По сути, если не было бы литературоведов, то и не было бы литературы как таковой, т.к. не было бы того, кто смог оценить вклад того или иного автора в культуру, кто бережно бы хранил книги и их изучал. Возможно, была бы просто массовая литература для развлечения, если бы не те, кто хочет и может смотреть дальше простого набора напечатанных символов.

Чтобы уметь анализировать литературное произведение, нужно любить читать! А кто у нас читает? Это, конечно, люди со зрительным и анальным векторами. Чтобы кропотливо работать над текстом и иметь терпение работать с многотомными произведениями, так же необходим анальный вектор. К этому всему еще добавляется обеспокоенный поиском глубинных смыслов звуковой вектор.

Если ребенок обладает анальным, звуковым и зрительным векторами, то такой предмет, как Литература, в школе ему дается очень легко. Он с удовольствием читает предложенный список книг, пишет лучшие сочинения в классе и получает пятерки. Остальные дети не очень любят этот предмет (а иногда и вовсе ненавидят), не понимают в нем смысла вообще и предпочитают на Лит-ре заниматься посторонними делами. Все лучше, чем про какого-нибудь Никиту Кожемяку былины читать.

Ребенок любит читатьРаньше экзамен по литературе проходил в режиме ответов на билеты. Тянешь билет – рассказываешь, что выучил. Все очень просто. Доступно каждому. Тем, кто поступал на филологический, нужно было писать сочинение, что тоже было несложно, т.к. экзамен такой выбирали те, у кого с литературой все в порядке.

Что же такое ЕГЭ? Стоит сразу оговориться, что любые тесты – это попытка людей с кожным вектором сделать процесс проверки и оценки знаний максимально простым, быстрым и легким. Зачем напрягать учителей муторным выслушиванием учеников, если можно просто устроить тест, а машина сама все проверит? Эта традиция пришла в Россию, обладающую уретральным менталитетом, с кожного запада.

И если тесты по какому-нибудь русскому языку, математике и физике, в конце концов, удалось более или менее нормально структурировать, адаптировать и сделать понятными, то представьте, что стало, когда человек с кожным вектором попытался подчинить логике анально-зрительно-звуковую науку. Что из этого вышло?

До конца структурировать ЕГЭ по литературе не удалось. Если сначала это был полноценный тест с частью А (c выбором вариантов ответов), B и C (c вопросами, предполагающими развернутые ответы и сочинение), то со временем авторы отказались от блока А с его сбивающими со смысла вопросами и оставили лишь B и C. В какой-то степени это и не тест в полном смысле этого слова, т.к. многие вопросы требуют развернутого размышления.

Итак, дети с анальным, звуковым и зрительным векторами справляются с «тестом» более или менее нормально, но для остальных выпускников экзамен кажется чем-то жутким. Почему?

ЕГЭ по литературеУ меня есть кожно-зрительная ученица, которая планирует поступать на дизайнера. Для этого ей нужно сдать ЕГЭ по литературе. С частью B (с однотипными заданиями) она справляется на ура, но как только дело доходит до блока C… она не знает, что писать. И дело не в том, что она какая-то глупая. Тут много причин.

Люди с кожным вектором немногословны в плане сочинений. «Краткость – сестра таланта», – это их девиз. Они привыкли на всем экономить – экономят и на словах в сочинении. Это анальники могут воду лить, сколько им хочется. Кожники же четко отвечают на заданный вопрос и никак не могут понять, что от них еще требуется. А в вопросах из части С стоит угрожающее: «Ответ на вопросы из части С должен включать в себя 5-10 предложений». Дети с кожным вектором в шоке: что им еще написать, если они всю суть высказали в нескольких словах? «Лей воду, вставляй цитаты!» – подсказываю я, и ученица с лицом святого великомученика начинает выжимать из себя еще слова.

Когда дело доходит до сочинения (последнее задание), дело становится совсем тугим. Теперь надо написать не менее двухсот слов. Привыкшие к ЕГЭ по русскому и шаблонам для написания эссе, ученики начинают требовать шаблонов для написания сочинения, какого-то плана ответа. Эпоха тестов отучила и без того не любящих свободно мыслить детей делать все, как по лекалу. А зачем лишний раз перенапрягаться, если тут тебе все разжевали и по полочкам разложили?
Вопросы к сочинениям в ЕГЭ по литературе приглашают к размышлениям на те или иные темы. Чтобы хорошо написать эту часть, надо прочитать книгу, понять ее и переосмыслить. Ученики же с кожным вектором не любят читать от слова совсем. Во-первых, чтение по их мнению – пустая трата времени. Во-вторых, не привыкшие читать, люди с кожным вектором классику воспринимают с трудом. Это про них говорят: «Смотрят в книгу, а видят фигу». Так и моя ученица смотрит-смотрит в текст и ничего не может понять. Приходится объяснять все на пальцах. Рисовать схемы. Выстраивать логические цепочки. Пересказывать Достоевского и Толстого своими словами. Только тогда что-то да запоминается.

 

ЕГЭ

Кому-то дан от природы талант писать отличные сочинения (анальным звуковикам), а кто-то даже без ошибок пары предложений не может составить. Про литературность и красочность языка тут уж и не вспоминаешь. Лишь бы помочь ребенку подготовиться к по-настоящему сложному для него экзамену, от которого зависит, между прочим, будущее поступление в университет. И ведь ничего с этим не поделаешь: правила по приему в вузы придумывают нам «сверху». Не само учебное заведение выбирает экзамены. Еще бы филологов заставили при поступлении физику какую-нибудь сдавать. Тогда бы половина желающих сразу отсеилась на этапе ЕГЭ.
Ах, если бы люди, которые внедряют изменения в систему образования, лучше разбирались в психологии, сколько бы ошибок можно было избежать! Но, к сожалению, сейчас имеем то, что имеем, и репетитор должен грамотно подходить к обучению, строить уроки в зависимости от природных задатков каждого конкретного ученика.

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Мне понравилось – отправить этот пост в социальные сети:

Поделиться ВКонтакте Перепостить в ЖЖ Поделиться в Facebook Отправить в Twitter Отправить в Мой Мир Отправить в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *