Загадка №3. Почему японцы перестраивают храмы?

В одном очень живописном уголке Японии располагается небольшой городок Исэ, главной достопримечательностью которого считается древнейший синтоистский храм, построенный в честь богини Аматэрасу Омиками. Храм Исэ дзингу является центром религии Синто и объектом массового паломничества уже более двух тысячи лет. Все самые ценные и самые древние реликвии синтоистской культуры хранятся именно здесь.

 
Когда мы решили отправиться в город Исэ, я с трепетом ждала встречи с Храмом. Мне всё думалось: если этому месту более двух тысяч лет, то какой древней и ветхой должна быть сама постройка! Но когда мы прибыли на место, моему удивлению не было предела: все здания храма Исэ были совершенно новыми. Оказалось, совсем недавно — в 2013 году — Исэ дзингу перестроили и, что особенно интересно, перестроили в очередной раз. И в этом не было бы ничего примечательного, если бы не тот факт, что самый древний храм разбирают и возводят снова и снова каждые 20 лет! И эта традиция тянется еще с 690 года. Сколько же перестроек пережил самый древний храм Японии?!

Храм Исе

Мы все привыкли, что древность – это самая большая ценность. Люди с трепетом относятся ко всему старинному: кто-то скупает на аукционах за бешеные деньги антиквариат, кто-то с удовольствием ходит в музеи и с любопытством рассматривает древние реликвии — откопанные, трепетно хранимые и охраняемые. Что уж говорить, о памятниках архитектуры, на которые мы раз за разом смотрим с восхищением! Особенно это касается различных церквей и храмов, старейшие из которых вызывают если не уважение и священный трепет, то подлинный интерес. Собор 13 века, ставкирка 10 века, храм 17 века… Когда мы слышим, сколько лет тому или иному святилищу, чувствуем непреодолимый восторг: сколько истории оно в себя впитало, сколько эпох пережило! Уж где еще, если не здесь, обитать священному духу.
 
В наши представления о жизни никак не вписывается тот факт, что где-то так легкомысленно могут относиться к истории, как это делают в Японии. Ведь постоянным перестройкам подвергается не только Исэ дзингу. Такая же участь постигает и другие древние храмы Страны Восходящего Солнца: храм Сумиёси в Осаке перестраивается раз в 30 лет, а храм Идзумо в Симанэ – раз в 60 лет. Зачем и почему делают это японцы – очередная загадка для европейского человека.
 
Возможно, причина в особенностях менталитета Японии. Но для начала хочется ответить на вопрос: почему же для многих из нас так важно сохранять древности?
 
Есть определенный тип людей, для которых прошлое является главной ценностью. Это обладатели анального вектора. В силу особенностей своего психического, люди с анальным вектором обращены назад, в прошлое. «Раньше было лучше!» — твердо считают анальники. У них очень хорошая память (их, кстати, нередко называют «злопамятными»), и их прельщает всё, что связано с историей, со стариной, с воспоминаниями. Так человек с анальным вектором с трепетом хранит фотографии, открытки, письма, тетрадки, дневники – всё, что, так или иначе, напоминает о прошлом. Со старыми вещами обращается очень трепетно, расстается с большими мучениями: чем вещь старее, тем она ценнее. Так, например, человек с анальным вектором будет трепетно любить какой-нибудь ветхий свитер двадцатилетней давности, побитый молью. Когда как другие люди давно бы избавились от подобной вещи, анальник скажет: «Я столько пережил с этим свитером! Он мне очень дорог!»

Почему в Японии перестраивают храмы?

Все эти свойства человека с анальным вектором (а также склонность к аналитическому мышлению) позволяют ему копить и систематизировать знания. Это очень важно, ведь кто-то должен передавать накопленный опыт и знания последующим поколениям. Недаром человек с анальным вектором не ходил на войну и охоту, а занимался обучением юных бойцов. Он – учитель от природы. Это – его видовая роль. Именно такие люди стремятся сохранить что-то для последующих поколений, передать свой опыт. Они создают грандиозные работы по чему бы то ни было: по истории, философии, литературоведению, психологии и психиатрии, физике, химии и пр.
 
Одним словом, роль анального вектора в сохранении истории нельзя переоценить. Именно такие люди занимаются реконструкциями, создают музеи, всеми силами стремятся сохранить памятники архитектуры: и затонувшие корабли со дна озер поднимают, и квартиры писателей пытаются донести до наших дней в первозданном виде, и именно благодаря деятельности таких вот людей новостройки еще не окончательно вытеснили исторические части городов…
 
Но у самобытных японцев всё всегда «не а как у людей». Сказать, что жители Японии никогда не стремились хранить традиции и не относились с трепетом и уважением к старине – значит оскорбить эту нацию. Ведь именно японцы известны на весь мир великим множеством ритуалов и обрядов, которые возникли в Стране Восходящего Солнца еще в незапамятные времена, когда многих цивилизаций и не существовало. Однако Япония, в силу особенностей исторического развития получила уникальный менталитет, который, несомненно, накладывает печать на все, происходящее в этой стране.
 
Японский менталитет, как говорилось в предыдущих статьях, кожный. Но не такой, как, например, западных людей: ведь его свойства направлены «внутрь». Напомним, что каждый вектор обладает 36 свойствами, каждое из которых имеет два направления реализации – внутреннее и внешнее. Проведя значительную часть времени в изоляции, Япония лишилась внешней реализации, потому ее менталитет имеет лишь внутреннюю сторону развития. Вспомним также и о том, что японский менталитет имеет звуковую надстройку, благодаря чему эта нация так манит искателей смысла жизни в погоне за познанием тайн бытия.

Почему перестраивают храм Исе?

Как всё это влияет на перестройку храмов?
Согласно представлениям, отраженным в государственной религии Японии – Синтоизме, боги не любят ветхости и старины и нуждаются в постоянном обновлении. Очень кожное представление. Старое здание (даже если ему всего-то 20 лет в обед) якобы убивает божественную энергию жизни, что может неблаготворно сказаться на жизни страны: ведь если покровители не имеют достаточной энергии, они не смогут оберегать жителей и выполнять свои функции. Более того, по представлениям жителей Страны Восходящего Солнца, в ветоши заводятся злые духи, что тоже негативно сказывается на жизни храма.

 

Одно из основных свойств кожного вектора – стремление к новизне, обновлению. Кожники не любят старое (если только это старое не стоит больших денег), не испытывают перед ним священный трепет, а наоборот, пытаются избавиться от него, заменить чем-то новым. С другой стороны, звуковое восприятие жизни наделяет японское стремление к новизне особым смыслом. Ведь природа существует по принципу цикла: рождения, смерти и перерождения. Для того чтобы пришла весна, должна наступить и зима — чтобы пришло перерождение, нужно пережить смерть. Потому, чтобы «омолодить» богов и их силы, нужно разобрать храм и возвести новый.
 
Подготовка к «омоложению богов» храма Исэ длится более 8 лет и сопровождается всевозможными фестивалями (более 30 фестивалей!!) Ведь перестройке подвергаются не только два основных здания храма, но и 14 второстепенных построек, а также 65 строений, имеющих непосредственное отношение к святилищу (ворота и многое другое). Одновременно с этим переделываются и божественные вещи: одеяния богов, их расчески, и сокровища — музыкальные инструменты, оружие и многое другое — общее количество превышает 1,5 тыс. наименований!
 
Таким образом, перестройка храма – мероприятие достаточно серьезное и энергозатратное, и трудятся над ним лучшие мастера (и абсолютно бесплатно).
 
Материалы разобранного храма в Японии не уничтожаются, а находят себе новое применение. Практичные, по-кожному экономные японцы используют материалы старого храма для строительства других храмов и прочих объектов: ведь за 20 лет дерево еще не успевает испортиться, а уникальная технология строительства Исэ дзингу практически не портит внешний вид материала. Таким образом, всё в Японии получает вторую жизнь после смерти.

ise4
К причинам перестроек святилищ добавляется особенное, истинно звуковое, восприятие самой идеи храма, ведь для японцев здание храма – лишь постройка, внешняя оболочка, каким для человека является его тело. А любая оболочка не вечна.
 
Храм – это сама идея, его сущность, его боги – то, что недоступно человеческому глазу: это лишь можно почувствовать, ощутить. Поэтому, раз за разом перестраивая здание очередного храма, жители Страны Восходящего Солнца не считают, что возводят новое строение. Для них это один и тот же храм, первоначальный, оригинальный. Меняется лишь оболочка – внешнее, тленное. Сама же сущность остается неизменной.
 
Оттого и считается храм Исэ самым древним – ведь не смотря на то, что с 690 года последовательность обновления зданий была нарушена лишь дважды (в годы междоусобных воин и после окончания Второй Мировой Войны), сущность храма, его традиции и обряды, его ритуалы и его боги, осталась прежними. А о древности этого места напоминают величественные криптомерии, которые растут здесь многие и многие века, гигантские карпы, которые живут в священных озерах не один десяток лет да сам дух этого места, поражающий своей мудростью и величественностью.

 

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
 

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (8 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +3 (from 3 votes)
Загадка №3. Почему японцы перестраивают храмы?, 10.0 out of 10 based on 8 ratings
Опубликовать во Вконтакте Опубликовать в Фейсбук Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Моем Мире

2 комментария:

  1. Екатерина Б.

    Очень интересное проявление Кожного менталитета: «обновлять» и перестраивать храмы каждые 20ть лет. Тягу к новизне и к изменениям из Кожи ничем не выбить. Плюс, ещё надстройка Звукового вектора, которая придает этому мероприятию «особый смысл». Замечательная статья, спасибо.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. Красуля Наталья

    «…Храм – это сама идея, его сущность, его боги – то, что недоступно человеческому глазу: это лишь можно почувствовать, ощутить…» Ну вот! А как же ещё можно объяснить возможность перестраивания. Здорово! И никаких рамок. Обновление это есть хорошо!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *