На краю. Последняя ария Михаила Горшенева

С двух концов сгорела,

сожжена моя свеча.

Мне осталось сделать

Шаг и этот мир прощай.

«Я вижу смерть, вижу свет, как видят след…», — поет свою последнюю арию Суини Тодд – герой зонг-оперы «TODD», созданной группой Король и Шут. Трагическое завершение жизни демона-парикмахера сейчас кажется зловещим символом, предзнаменованием того, что чуть позже случится с исполнителем роли Тодда – Михаилом Горшеневым, ушедшим из жизни 19-ого июля этого года. Исполнителем, который всю жизнь провел «на краю», играя со смертью то в прятки, то в догонялки, пока она окончательно не забрала его в свои ледяные объятия.
Смерть, шутливо воспеваемая чуть ли не в каждой второй песни Горшком, как называли и называют его остальные, всегда молча шла следом, обдавая окружающих ледяным дыханием. Он сам ее, сознательно или бессознательно, призывал. Но игры кончились, и когда с одной стороны опустился театральный занавес, поднялся занавес иной. Горшенев Михаил Юрьевич не дожил до своего сорокалетия каких-то 20 дней.

Михаил Горшенев Король и шут

Жить на полную катушку и умереть молодым – девиз, с которым шел по жизни солист панк-рок группы Король и Шут. По сути, этот девиз не столько Горшка, сколько всей панк и рок культуры. Ведь Михаил Горшенев – не первый и не последний музыкант, слишком рано ушедший из жизни. Стоит просто посмотреть на историю русской и зарубежной музыки, чтобы понять – много их: тех, кто сводил счеты со своим существованием или долго и упорно губил себя алкоголем и наркотическими веществами. По сути, разницы нет: пуля в лоб или героин. И то, и другое – самоубийство. Только одно мгновенное, а другое – затянутое не на один десяток лет. Самоуничтожение, саморазрушение…

Почему так происходит? Большинство рок-музыкантов – обладатели звукового вектора. С точки зрения Системно-векторной психологии, людям именно с этим вектором свойственны такие тяжелые состояния, как депрессия и апатия. Когда болит не тело – болит душа, все психическое изнывает и сгорает изнутри от распирающих его вопросов мироздания.

Роль звукового вектора – это познание, прежде всего, метафизического мира, познание бытия и смысла жизни, устройства всего живого на Земле, познание Бога и поиск истины. Вечный нескончаемый поиск. Остальные люди не задаются теми вопросами, которые терзают звуковика по ночам. И никто, ни единая душа не в состоянии понять эти душевные страдания. «Иди, Петя, работай! Вся дурь из твоей головы и пропадет!» — вот и весь ответ. Но не может Петя что-либо делать, покуда болит все изнутри. Ведь психическая боль сильнее и ужаснее любой физической, потому что очень сложно найти средство, чтобы ее погасить.

Рок-музыка и в особенности панк-музыка – это среда, где обитают страдающие духовно звуковики. Музыка для них – это и средство самореализации, и способ наполниться, и возможность заглушить в звуке свою боль. Отличить страдающего музыканта-звуковика от нестрадающего очень просто: чем тяжелее и громче музыка, тем хуже состояния. Рок и без того тяжел, а панк-рок еще тяжелее. А какой-нибудь хард-кор, от которого у любого здорового человека уши наизнанку выворачиваются, тяжел до безобразия. Это вам кажется, что это невозможно слушать. Звуковики тут боль свою глушат — в бесконечном треске металла.

Михаил Горшенев Горшок

Итак, чем тяжелее музыка и депрессивнее тексты, тем хуже состояния звукового вектора у автора, исполнителей и почитателей. Но одна музыка, какой бы она ни была, не способна полностью избавить звуковика от страданий. И тогда в жизнь врываются алкоголь и психотропные вещества. Врываются, причем, не внезапно, а как что-то само собой разумеющееся. Рок и наркотики – давно уже всем известно – всегда идут рука об руку.

Для одних наркотики – это возможность «расширить сознание», для других – «душевный анестетик», а истина одна – это способ спрятаться, уйти от жизни в другую реальность, где нет ни боли, ни вопросов, ни людишек – никого.

Ценность жизни в звуковом векторе приближается к нулю. Такие люди вообще думают, что их в тело поместили совершенно случайно… и даже напрасно. Дурацкое человеческое тело с дурацкими ограниченными возможности в дурацком, просто отвратительном мире. Стоит ли после этого как-то ценить жизнь? Да, по сути, для звуковиков она и гроша ломанного не стоит. Следственно, и смерть для них – только увлекательное путешествие и возможность, наконец, сбросить телесную ракушку. Поэтому, когда звуку плохо, он стремится избавиться от тела-клетки: разом, шагнув в окно, или долго и упорно роя для себя подземный ход из жизни с помощью наркотиков и алкоголя.

Так и веселый и безбашенный с виду Михаил Горшенев страдал. Философ в облике шута. Печальный клоун. С выбитыми передними зубами, смешно торчащими в разные стороны волосами, размалеванным лицом, распевающий песенки про ром, про мужа, скормившего друзьям жену, ведьму, превратившую неверного избранника в осла, поскользнувшуюся на арбузной корке даму, ловца молний и про многих других нелепых персонажей – страшно и смешно, а внутри – зияющие чудовищными раскрытыми ртами черные дыры и пустоты.

Михаил Горшок Горшенев

Сама группа «Король и Шут» — явление для российской панк-рок сцены весьма необычное. Детище необычного дуэта: запуганного зрительного вектора и смешащего всех орального вектора, приправленных мощным звуком.

Король, то бишь Князь (Андрей Князев – бывший второй вокалист группы «Король и Шут»), обладающий звуковым и зрительным вектором, писал тексты, в которых нашлось место не только неуемной фантазии, но и огромному количеству страхов. Чего еще может бояться зрительный мальчик, кроме как быть съеденным? Ведьмы, пираты, монстры, восставшие мертвецы и, конечно, постоянно присутствующий мотив каннибализма. Здесь и ничего не подозревающие мужики, поедающие жену конюха, и лесник, откармливающий волков человечинкой, и прочие, изголодавшиеся по вкусу человеческого мяса существа.

А кому петь песни о каннибализме, кроме как не обладателю орального вектора? Так, полиморфный Горшок (со зрительным, звуковым и оральным векторами) идеально вписался в роль «шута», запугивающего зрителей страшными историями. Сочетание орального и звукового векторов дало великолепный голос, зрительный – эпатажный внешний вид и поведение. Как итог – тот самый придворный «шут» не просто затмил Князя. По сути, он стал лицом группы, его главной составляющей.

Михаил Горшенев Король и Шут

Каждое новое выступление Короля и Шута имело колоссальный успех у слушателей, сопровождалось сумасшедшей энергетикой, создающейся, прежде всего, дурашливым Горшком, причудливо размахивающим руками и ногами, бегающим по сцене, корчащим дикие рожи. Смешно и забавно! Но кончался концерт, падал занавес и близкие вокалиста видели совсем другого человека – уставшего, измученного, страдающего, пытающегося всеми возможными способами угробить себя.

Сочетание орального и звукового векторов — это именно тот тип людей, которых мы называем «печальный клоун»: страдающая душа, прячущаяся за дурацкой, кривляющейся маской.

И этот же мотив мы слышим в знаменитом «Гимне шута»:

Судьба, в которую влюблен,
Дает мне право
Смеяться даже над королем
Стать дураком мне здесь пришлось
Хотя я вижу всех насквозь

Михаил Горшенев в 90-е годы пережил 8 (!!!) клинических смертей от передозировки героином. Товарищи из группы одно время уже не могли выносить его присутствия. Так не могло дальше продолжаться. Все ожидали, что рано или поздно Горшок «доиграется», но, видимо, смерть не больно хотела забирать музыканта. Игра продолжалась.

В 2000-ых годах Горшенев постепенно завязывает со своей пагубной привычкой, женится во второй раз, вполне счастливо, и на протяжении 9 лет, как он сам признается в интервью, не притрагивается к психотропным веществам совсем. Активно занимается творчеством, записывает всё новые альбомы.

Михаил Горшенев Король и шут

В 2010-ом году, заразившись Бёртоновским «Суини Тоддом» (кому еще могут понравиться «пирожки от Ловетт», кроме как человеку с оральным вектором?), Михаил Горшенев в купе с другими музыкантами начинает работу над зонг-оперой «TODD», песни из которой вошли в два новых альбома Короля и Шута: «Праздник крови» и «На краю».

По мнению многих критиков, зонг-опера стала вершиной творчества группы. Альбомы, и правда, получились на редкость замечательными: отличная музыка, переделанный и по-новому переосмысленный сюжет, превосходные исполнители. В конце 2012-ого года мюзикл был поставлен на сцене. Горшок, разумеется, исполнил главную роль – роль Суини Тодда, фигуры во многом неоднозначной и созвучной ее исполнителю.

Одним словом, в жизни Михаила Горшенева и Короля и шута в целом случился значительный виток вверх.

Тогда что же произошло в ночь с 19 на 20 июля 2013 года? Почему, не возвращавшийся к наркотикам на протяжении такого долгого времени Горшок вновь берется за старое? Тут можно долго гадать  и строить самые невероятные предположения, но близкие музыканта были вовсе не удивлены такому трагическому исходу событий, ведь в последнее время Михаил Горшенев снова пребывал в плохих состояниях, возвращение к наркотикам – тому лишь подтверждение.

Сильный виток вверх, подобно маятнику, дал сильный виток вниз, когда после достижения определенных целей начинает казаться, что дальше уже и некуда двигаться. Ко всему этому, возможно, добавилась свойственная для многих звуковых людей депрессия перед грядущим днем рождения. Ссора Михаила Горшенева с женой, о которой пишут в СМИ, — не причина, а следствие плохих состояний, когда звуковик становится просто невыносимым в общении.

Очередная попытка заглушить душевную боль, очередная игра в догонялки со смертью, но на этот раз смерть одерживает верх. Занавес.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (12 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +7 (from 7 votes)
На краю. Последняя ария Михаила Горшенева, 10.0 out of 10 based on 12 ratings
Опубликовать во Вконтакте Опубликовать в Фейсбук Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Моем Мире

10 комментариев:

  1. Замечательная статья, я для себя открыла много нового. Спасибо, Вера.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)
  2. Ольга Чугурян

    такое неординарное сочетание — оральность, зрение, звук.
    и необычное, но очень талантливое творчество.
    спасибо!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 2.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)
  3. Галина Некрасова

    Как одарён был человек от природы, а выходит зря жил, зря мучился. Нет следа от его жизни в общем психическом. А творчество, очень специфично. На любителя. Забудется скоро. Жаль. Голос обалденный. Высоцкий с такими же верхними векторами останется навсегда.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 2 votes)
  4. Интересный разбор. Сочетание векторов дает как трудности человеку, так и возможности. Меня заинтересовал момент: «Сильный виток вверх, подобно маятнику, дал сильный виток вниз, когда после достижения определенных целей начинает казаться, что дальше уже и некуда двигаться.» Какой же все же мощный звуковой вектор.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)
    • Да, всё верно. Мы не можем на одном месте топтаться. После достижения новой цели наше желание возрастает и хочется взять новую высоту.

      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 4.0/5 (1 vote cast)
      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
  5. Получается после того, как человек поднялся на ступеньку вверх, ему нужно брать новую высоту и снова искать новые идеи для реализации, иначе пустота, я правильно понимаю?

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  6. Галина Некрасова

    Да. Думаю именно так. И счастье, что мы это понимаем и ставим новые цели. Иначе мы уподобляемся охотнику из обыкновенного чуда, убившему когда-то 99 медведей и всю оставшуюся жизнь отстаивавшему былые достижения. С нас спросится не за то. что мы сделали, а за то, что мы не сделали. Это фраза с тренинга многое объясняет и заставляет снова и снова искать и не сдаваться. К тому же есть ещё вот какой момент. Чем больше человеку задано, тем сложнее ему понять себя и реализовать все свои свойства. Скажем для кожно-зрительного мальчика успех Горшенева был бы пределом мечтаний, а у него был звук, который требовал своей реализации. Увы, Горшок перестал искать и сдался.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 3.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  7. Екатерина Б.

    Через жизнь Михаилп Горшнева можно легко наблюдать борьбу человека со Звуковым вектором с жизнью. И хоть он смог реализовать себя через музыку, увы! на сегодняшний день этого не достаточно. Нужно выше, поиск себя, психических смыслов, то есть человека, мира, который нас окрыжает, чтобы научится жить в нём. А для Звуковика это огромная проблема, они склонны уходить в депрессию и в суицид, хоть через наркотики, хоть пулю в висок.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  8. Татьяна Сарана

    Мне всегда грустно, когда таланты покидают наш мир таким образом. Не спето ещё много, не прожито…

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  9. Красуля Наталья

    «…Очередная попытка заглушить душевную боль, очередная игра в догонялки со смертью, но на этот раз смерть одерживает верх. Занавес…» И без системного понимания пустота на душе у поклонников обеспечена ((( Горшок жив! А как на самом деле? Узнай!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *